О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ТаТбТвТгТдТеТжТзТиТйТкТлТмТнТоТпТрТсТтТуТфТхТцТчТшТщТъТыТьТэТюТя
 

ТАРАСОВА

ТАРАСОВА, Алла Константиновна [р. 25.1(6.11). 1898\j- рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го созывов. Училась в Школе драматического иск-ва, руководимой Н. О. Массалитиновым, Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным. Дебютировала на сцене в 1916 в роли'Финочки ("Зеленое кольцо" Гиппиус) во 2-й Студии MX Т, в этом же году впервые выступила в спектаклях МХТ. Во время гастролей МХАТа в Европе и Сев. Америке сыграла роли: Офелия; Аня ("'Вишневый сад"), Соня ("Дядя! В-аня"), Ирина ("Три сестры"), Саша ("Иванов" Чехова), Настя ("На дне"); Грушенька (сцены из "Братьев Карамазовых" по Достоевскому). , ; Т.- ученица Станиславского и Немировича-Дан-ченко, одна из крупнейших актрис МХАТа. В творчестве Т. получили развитие традиции рус. актерского иск-ва - щедрая эмоциональность, душевность, трепетное и тонкое ощущение разнообразных психо-логич. состояний, заразительность темперамента. Т; обычно играет свои роли в обобщенной манере, "крупным планом", подчеркивая главное, она воссоздает внутр. жизнь персонажа. Особенно удаются ей жизнелюбивые, исполненные духовной красоты, не терпящие компромиссов женские характеры. Актрисе близка драматургия Островского, Чехова, Горького, Л. Н. Толстого. Лирич., чеховские краски преобладали в трактовке роли Негиной ("Таланты и поклонники", 1933). Тугину ("Последняя жертва", 1944, Гос. пр. СССР, 1946) Т. играла как чистую, простую, глубоко страдающую и любящую женщину и одновременно раскрывала в этом образе его социальную природу. Мастерством точной психологической характеристики отличалось и исполнение роли Татьяны Луговой ("Враги", 1935), к-рая, как считала Т., "уже чувствует настоящую правду жизни, но еще не может претворить в действительность свои стремления и мечты". Эта же тема определяла исполнение роли Варвары в "Дачниках" (1953). Играя в пьесах Чехова, Т. передавала веру писателя в духовные силы человека, в торжество человечности. Тоску по лучшей жизни актриса с поэтич. строгостью выразила в образе Маши ("Три сестры", 1941). Играла также Елену Андреевну ("Дядя Ваня", 1947), Ар-кадину ("Чайка", 1960), Раневскую ("Вишневый сад", 1958). К лучшим трагич. ролям актрисы относится Анна Каренина (1937) - мятущаяся и протестующая, гибнущая в столкновении с фарисейской средой. Т. тонко и выразительно передала сложную гамму переживаний Анны, любящей женщины, матери, непримиримой противницы лжи, светской морали и создала образ большой 'цельности и духовной красоты. Из ролей, сыгранных Т. в произв. сов. драматур гии, наиболее значительны - Устинья в "Пугачевщине" Тренева (1925), Елена в "Днях Турбиных" Булгакова (1926), Маша ("Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, 1927), Лиза ("Победители" Чирскова, 1947; Гос. пр. СССР, 1947), Софья Ивановна ("Чти отца своего" Лаврентьева, 1965). Среди последних работ Т. в классич. репертуаре - роль Марии Стюарт (1957). Снимается в кино: Катерина ("Гроза"), Екатерина ("Петр I"), Кручинина ("Без вины виноватые"; Гос. пр. СССР, 1946) и др. В 1951-54 Т. была директором МХАТа. Гос. пр. СССР также в 1941 и 1949. Др. роли: Елизавета Петровна ("Елизавета Петровна" Смолина), Сюзанна ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Дездемона; Макарова ("Страх"), Параша ("Горячее сердце"), Натали ("Последние дни" Булгакова), Катерина Топилина ("Сердце не прощает" Софронова). Лит.: Путинцев Н., А. К. Тарасова, М.-Л., 1948; Залесский В., А. К. Тарасова, [М.], 1949; Марков П. А., А. К. Тарасова в роли Тугиной, в кн.: Правда театра, М., 1965. А. О.