О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
СаСбСвСгСдСеСжСзСиСйСкСлСмСнСоСпСрСсСтСуСфСхСцСчСшСщСъСыСьСэСюСя
 

САРДУ

САРДУ (Sardou), Викторьен (5.IX.1831-8.XL 1908) - франц. драматург. Чл. Франц. академии (1878). В 1851 начал драматургич. деятельность. С 60-х гг. 19 в. драм. произв. С. получили большую популярность у бурж. зрителя. С.- автор легких, веселых комедий, близких водевилю,- "Мушиные лапки" (1860, т-р "Жимназ"), "Друзья-приятели" (1861, т-р "Водевиль"), сентиментально-нравоучит. комедий - "Мосье Гара" (1860, Т-р Дежазе), "Яблоки соседа" (1864, т-р "Пале-Рояль") и др. Среди много-числ. историч. пьес наиболее известна драма "Родина" (1869, т-р "Порт-Сен-Мартен") - мелодраматически разработанная семейная драма на фоне нидерландской революции 16 в. Одно из самых популярных произв. С.-историч. комедия "Мадам Сан-Жен" (1893, т-р "Водевиль")- о бойкой парижской прачке, становящейся герцогиней при дворе Наполеона I (действие пьесы относится ко времени революц. событий 1792 и наполеоновских войн). Большинство пьес С., основанных на мелких конфликтах, направлено на утверждение бурж. строя. С. ориентировался на успех у мещанского зрителя. Блестящий знаток законов сцены, С. умело строил напряженно развивающуюся, увлекательную интригу, создавал эффектные, выигрышные роли для актеров и особенно для актрис. Однако столкновение характеров, человеч. чувств и стремлений С. подменял мело-драматич. ситуациями. В поисках занимательного материала С. обращался к изображению жизни разл. стран -'России ("Федора", 1882, т-р "Водевиль"), Византии ("Теодора", 1884, "Порт-Сен-Мартен"), Испании ("Колдунья", 1903, Т-р Сары Бернар), но образы и темы его пьес были поверхностны, далеки от исторически-конкретного воссоздания изображаемой эпохи. Реакц. политич. позиции С. отразились в антиякобинской пьесе - "Термидор" (1891, "Комеди Франсез") и в клеветнич. пьесе "Робеспьер" (1899, т-р "Лицеум", Лондон). Драматургия С., не обладающая лит. достоинствами и не ставшая значит, явлением лит. жизни Франции,- одно из ярких проявлений идейного кризиса во франц. драматургии и т-ре 2-й пол. 19 в. В России пьесы С. вызвали резкую критику М. Е. Салтыкова-Щедрина в статье "Драматурги - паразиты во Франции" (Полн. собр. соч., т. 5, 1937, с. 219). На основе пьес С. написаны оперы "Родина" Пала-диля (1886), "Федора" (1898) и "Мадам Сан-Жен" (1915) Джордано, "Тоска" Пуччини (1900) и др. С о ч.: Theatre complet, v. 1-9, Р., 1934-38; в рус. пер."Отечество", М., 1872; Madame Sans-Gene, M., 1894; "Колдунья", СПБ, 1908, "Флория Тоска", СПБ, 1900. Лит.: История западноевропейского театра, т. 3. Под общей ред. С. С. Мокульского [и др.], М., 1963; L а с о u r L., Trois theatres: E. Augier, A. Dumas fils, V. Sardou, P., 188U; R e b e 1 1 H., Victorien Sardou, P., 1903.