О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
СаСбСвСгСдСеСжСзСиСйСкСлСмСнСоСпСрСсСтСуСфСхСцСчСшСщСъСыСьСэСюСя
 

САМОЙЛОВЫ

САМОЙЛОВЫ - семья русских актеров. 1) В а-силийМихайлович [6(17).IV.1782, Москва,- 11 (23) .VI 1.1839, Петербург] - артист оперы, родоначальник актерской семьи. Род. в купеческой семье. Учился пению у А. М. Крутицкого. Дебютировал на петерб. сцене в 1803 в роли Инфанта ("Редкая вещь" Ма-ртин-и-Солера) и был принят в труппу петерб. Большого т-ра; работал здесь до 1839. Исполнял партии тенора; выступал в баритоновых партиях, играл драм. роли. Успехом пользовался в комич. опере (Жоконд - о. п. Изуа-ра). Владея иск-вом трансформации, С. нередко исполнял несколько ролей в одном спектакле (напр., три партии в опере "Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся" Париса, 1808). С наибольшей силой талант С.раскрылся в лирико-драм. и ге-роич. партиях: Дон Жуан ("Немой в горах Сиерры-Мо-рены" Френцля, 1820), Матвей ("Иван Сусанин" Кавоса, 1815), Уберто ("Отец и дочь" Паэра, 1822). 2)Софья Васильевна [урожд. Черникова, 1787 - 19.11 (3.III).1854]драм. и оперная артистка. Жена Василия Михайловича С. Училась в Петерб. театр. уч-ще. Дебютировала в 1804 в роли Лизы ("Лиза, или Торжество благодарности" Ильина). Затем выступала преимущественно в оперном репертуаре: Маша ("Иван Сусанин" Кавоса, 1815), Зю-лема (опера-водевиль "Забавы калифа" Писарева,музыка Алябьева, Верстовского и. Шольца, 1825). Исполняла рус. нар. песни. Оставила сцену в 1843. 3) Василий Васильевич [13(25).1.1813, Петербург,-27.111(8.IV).1887, там же] - драм. актер. Сын В. М. и С. В. Самойловых. Окончил Горный корпус (1829) и Лесной ин-т (1832). В 1834 дебютировал на петерб. сцене в партии Иосифа Прекрасного (опера "Иосиф" Мегюля). Однако, не имея достаточных вокальных данных, был зачислен в драм. труппу; работал в Александрийском т-ре в 1835-75. Большое место в репертуаре артиста заняли т.н. "водевили с переодеванием" (Макар Губкин - "Студент артист, хорист и аферист" Кони, 1839, Стружкин - "Актер), Некрасова и др.). Отличит, свойства иск-ва С., всю жизнь работавшего над совершенствованием своей актерской техники,- острота сценич. рисунка, блестящее мастерство внешнего перевоплощения. Уделяя особое внимание характерным внешним деталям, С. делал многочисл. зарисовки облика и грима своих будущих персонажей. В 1840-е гг., в период утверждения "натуральной школы" в рус. иск-ве, С. выступал в ролях "маленьких людей", представителей низших слоев общества. Однако и в этих ролях С. уделял гл. внимание передаче внешних черт героя: Пузыречкин ("Отставной театральный музыкант и княгиня" Ефимовича, 1846), Крупа ("Машенька" по поэме А.Майкова, 1850). Од на из лучших ролей этого цикла- Комин ("Дипломат и наборщик" Фурмана, 1846). "Самойлов в роли наборщика,писал Ф. А. Кони,- показал, что он может исполнять характеры, которые основаны не на одном переодевании. Веселость чувств, простодушие сменяются в его игре такой истинной и не натянутой простотой, что невольно возбуждает участие в зрителе" ("Репертуар и Пантеон", 1846, янв., с. 28). Высшее выражение это качество иск-ва С. получило в роли Вырина ("Станционный смотритель" по Пушкину, 1854). Большое место в репертуаре С. занимали роли в историч. пьесах. Исполняя роли Петра I ("Денщик Петра Великого" Кукольника, 1851), Кром-веля (о. п. Райпаха, 1861), Ришелье (о. п. Булвер-Лит-тона, 1866), С. достигал особого внешнего сходства с этими историч. персонажами. Среди лучших его ролей - Кречинский ("Свадьба Кре-чинского" Сухово-Кобылина, 1856), Ноздрев ("Мертвые души" по Гоголю), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного", 1867). Играл также Шейло-ка (1860), Гамлета (1863). В роли короля Лира (1858), полемизируя с трактовкой В. А. Каратыгина, придававшего этому образу величественность, С. старался показать истинно человеческие черты Лира. В то же время и в исполнении этой роли появилось стремление С. к внешним эффектам; особое внимание он уделял сцене безумия Лира. В 1850- 1860-е гг. С. часто выступал в пьесах из крестьянской жизни, мастерски передавая специфич. характер речи и поведения крестьян. Играя роли в пьесах Островского-Любим Торцов (1854), Оброшенов ("Шутники", 1864), Бессудный ("На бойком месте", 1865) и др., С. прежде всего стремился к бытовой верности деталей. Блестящий мастер трансформации, С. был основоположником т. н. "самойловской традиции" в рус. сценич. иск-ве, его игра отличалась остротой внеш. рисунка, виртуозностью, театр. выразительностью. После ухода из Александрипского т-ра играл в клубных спектаклях, гастролировал в провинции. В 1884 последний раз выступил на сцене Александрийского т-ра. Др. роли: Эдуард ("Артист" Скриба, 1839), Борзиков ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского, 1840), Чичиков ("Мертвые души", 1842), Трише ("Модная лавка" И. Крылова, 1844), Митя ("Юрий Милославский" по Загоскину, 1846), Быстров ("Мертвец-шалун" Квитки-Основьянснко, 1847), граф Любин ("Провинциалка" Тургенева, 1851), Перегоренский ("Провинциальные оригиналы" по Салтыкову-Щедрину, 1857), Кур-чаев ("Испорченная жизнь" Чернышева, 1861), Городулин ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Раста-ковский ("Ревизор", 1870), Опольев ("Старый барин" Пальма, 1872). 4) Вера Васильевна (Самойлова 2-я) [1824, Петербург,-8(20).XI.1880, там же] -драм. актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых.Актерскому иск-ву училась у своей сестры - театр. педагога Любови Васильевны С. Дебютировала в Александрийском т-ре в 1841; в 1842 была зачислена в труппу; работала здесь до 1853. Занимала амплуа молодых любовниц: Марианна ("Скупой", 1843), Эльми-ра ("Тартюф"), Ольга ("Владимир Заревский" Ефимовича, 1846). Наибольшим успехом пользовалась в ролях светских женщин в салонных комедиях. Иск-во С. отличалось легкостью, грациозностью, отточенным мастерством. Творчество С. высоко ценил И. С. Тургенев, написавший для нее комедии "Где тонко, там и рвется" (1847) и "Провинциалка" (1851). В роли Дарьи Ивановны ("Провинциалка") С. тонко передала особенности тургеневского стиля, достигла "кружевного" мастерства ведения диалога. В 1853 С. вышла замуж за офицера А. М. Мичурина и оставила сцену. В 1861-63 преподавала в Петерб. театр. уч-ще. Дочь Веры Васильевны С. и Мичурина - Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова сын - Николай Аркадьевич Мичурин-Самойлов. 5) Map и я Васильевна (1807-1880-е гг.)- оперная и драм. артистка. Дочь В. М. и С. В. Самойловых. Дебютировала в 1828 на сцене петерб. Камен-ноостровского т-ра в роли Лизы ("Десять дней женитьбы", опера Буальдье). Не обладая достаточно сильным голосом, перешла в драм. труппу. Служила в Александрийском т-ре в 1833-37; занимала амплуа молодых героинь. Роли: Мирандолина ("Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро", переделка Каратыгина пьесы Блума, сделанной по "Трактирщице" Гольдони, 1833), Внучка ("Бабушка и внучка" Куликова, 1837), Нанета ("Сорока-воровка", опера Россини) и др. 6) Надежда Васильевна (Самойлова 1-я) [6(18). I. 1818-18(30). II 1.1899]-драм. актриса. Дочь В. М. и С. В. Самойловых. Дебютировала в 1838 на сцене Александрийского т-ра в роли Веры ("Матушкина дочка", водевиль П. И. Григорьева). Обладая выразительной мимикой, хорошим голосом, С. занимала амплуа инженю в водевилях. После смерти В. Н. Асенковой (1841) заменила ее во мн. ролях. Блестящая водевильная актриса, С. обладала исключит. даром имитации. В написанных для нее пьесках она копировала тогдашних театр. знаменитостей ("Мнимая Фанни Эльслер" П. И. Григорьева, 1848, и др.); в водевиле "Бедовая девушка" Куликова (1850) С. воспроизводила манеру пения итальянской гастролерши Дж. Гризи, танцы Эльслер, пародировала игру актрис французской труппы - Вольнис и Арну-Плесси. Оставила сцену в 1859. Др. роли: Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского, 1840), Анета ("Комедия с дядюшкой" П. И. Григорьева, 1841), Лелев ("Гусарская стоянка" Орлова, 1844), Лизанька ("Жених, чемодан и невеста" П.И.Григорьева, 1845), Олинька ("Цыганка" Куликова, 1850), Капитанша ("Бойкая барыня" Турбина, 1857), Вольская ("Средство исправлять женщин" Куликова, 1859). 7) Николай Васильевич [Самойлов 2-й; 5(17).IX.1838 - 16(28).XII.1897] - драм. актер. Сын Василия Васильевича С. (от брака с С. И. Дранше). В 1869 (после отставки с военной службы) дебютировал в Александрийском т-ре в роли Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты"). Играл характерные бытовые роли: Кисельников ("Пучина" Островского), Пенкин ("Мещанская семья" Авдеева, 1869), Палкин ("Виноватая" А. Потехина, 1876) и др. Покинул сцену в 1883. 8) Павел Васильевич [29.VI(11.VII). 1866-16.IV.1931] - драм. актер. Засл. арт. Республики (1923). Сын Василия Васильевича С. (от брака с М. А. Бибиковой, по сцене Споровой). Сценич. деятельность начал в 1888 в Петербурге под фам. Споров. Служил в антрепризах М. М. Бородая, А. Н. Дю-ковой. "Играл в Казани, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Москве (1891-93, Т-р Корша). В 1904-05 был актером Т-ра В. Ф. Комиссаржевской (Петербург). В 1900-04 и 1920-24 - в труппе Александрийского т-ра (в сов. время - Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). Игра его была отмечена порывистым темпераментом, интеллектуальностью, высокой актерской техникой. Творчество С. вобрало в себя черты актерского иск-ва конца 19 - нач. 20 вв. Герои С.- безвольные мечтатели, неспособные к реальным действиям. Нервозность и пассивность отличали его Фердинанда, Незнамова, Чацкого. Лучшие роли: Гамлет, Хлестаков, Карандышев, Жадов и др. Стремление С. к философскому осмыслению характера проявилось и в исполнении ролей: профессор Сторицин и Тот (о. п. и "Тот, кто получает пощечины" Андреева), Арбенин, Уриэль Акоста. Играл также роли Освальда ("Привидения" Ибсена), Незнамова, Астрова. В 1923 С. выступил в роли рабочего-коммуниста Штарка в пьесе "Канцлер и слесарь" Луначарского . С о ч.: В. В. Самойлов в рассказе о начале своей артисти' ческой деятельности, "Русская старина", 1884, т. 44. Лит.: Арапов П., Летопись русского театра, СПБ, 1861; Вольф А. И., Хроника петербургских театров, ч. 1-3, СПБ, 1877-1884; С в о б о д и н П., В. В. Самойлов (Очерк жизни и воспоминаний о нем), "Русская старина", 1887, т. 54; К р ы л о в В. А., Сестры Самойловы (из театральных воспоминаний), "Исторический вестник", 1898, т. 71, [кн.] 1-2; "Театр и искусство", 1899, ј 13 [некролог]; [Кугель А.Р.], Театральные заметки (о Павле Самойлове), там же, 1898, ј 29; Д е р ж а в и н К., Род Самойловых, в кн.: M и ч у р и н а-С амойловаВ.А., Полвека на сцене Александрийского т-ра, [Л.], 1935; Самойловы на сцене (краткие сведения о 18 представителях семьи С.), "Искусство и жизнь", 1941, ј 4; Б е р е з а р к И. Б., В. В. Самойлов, Л., 1948; Розен таль Н., П. В. Самойлов, "Еженедельник петроградских гос. академич. театров", 1923, .ј 28; Корчагина-Александровская Е., Страницы жизни. Сб., М., 1955, с. 39-45, 59-66; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, Л., 1959. АН. А.