О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
СаСбСвСгСдСеСжСзСиСйСкСлСмСнСоСпСрСсСтСуСфСхСцСчСшСщСъСыСьСэСюСя
 

САЛЬЕРИ

САЛЬЕРИ (Salieri), Анто-нио (18.VIII.1750, Леньяно, близ Вероны, - 7. V. 1825, Вена) - итал. композитор, дирижер и педагог. Учился композиции уф. Гас-мана. В возрасте 20 лет дебютировал оперой "Образованные женщины" (1770, "Бургтеатр", Вена). С 1774 С.-придворный композитор, с 1788 - придворный капельмейстер в Вене; до 1790 руководил итал. оперной труппой, затем до 1824 - придворной певч. капеллой. Оперы С. шли на мн. европ. сценах, в т. ч. в "Бург-театре" -"Армида" (1771), "Венецианская ярмарка" (1772), "Пещера Трофония" (1785). Оперой С. "Признанная Европа" в 1778 был открыт т-р "Ла Скала". Уже завоевав европ. славу, С. примкнул к оперной школе X. В. Глюка. На переданное ему Глюком либретто Р. Кальцабиджи он написал оперу "Данаиды", к-рая была пост. в 1784 на сцене парижской Академии музыки как соч. Глюка и С.; после 12 спектаклей, когда определился успех оперы, Глюк объявил, что она написана одним С. Для того же т-ра С. создал оперы: "Горации" (1786, успеха не имела) и "Тарар" на либр. П. Бомарше, предложенное ему самим драматургом. Проникнутая революц. тираноборч. идеей и пост. за 2 года до штурма Бастилии (1787), опера "Тарар" была воспринята как большое обществ, событие. В 1789 она пост. в Петербурге; в новой ред. на итал. либр. Л. да Понте, под назв. "Ассур, царь Ормуза", пост. в 1788, Вена, затем на мн. др. сценах мира. С. написал 39 опер, в т. ч. "Школа ревности" (1778, т-р "Сан-Мойзе", Венеция), "Вначале музыка, потом слова" (1786, "Кернтнертортеатр", Вена), "Фальстаф, или Три шутки" по Шекспиру (1799, там же), а также инструмент, произв., оратории и др. соч. С. пользовался большим авторитетом как педагог по композиции и вок. иск-ву. Среди его учеников- композиторы Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Зюсмайр, И. Вейглъ, И. Н. Гуммелъ, Ф. Лист, И. Мошелес, певицы К. Кавальери, Ф. Франкетти и др. Еще при жизни С. распространился ложный слух, будто он отравил Моцарта. Легенда нашла отражение в трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" и одноим. опере Н. А. Римского-Корсакова на текст этой трагедии. Лит.: Delia Corte A., Un italiano alFestero. A. Salieri, Torino, 1936; В r a g a A., A. Salieri tra mito e storia. Bologna, 1963; Штейнпресс Б., Миф об "исповеди" Сальери, "Сов. музыка", 1963, ј 7; е г о ж e, 13 легенд об Антонио Сальери, "Муз. жизнь", 1963, ј 23. Б.Ш.