О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ПаПбПвПгПдПеПжПзПиПйПкПлПмПнПоПпПрПсПтПуПфПхПцПчПшПщПъПыПьПэПюПя
 

ПРАТИКАБЛЬ

ПРАТИКАБЛЬ (франц. praticable) - 1) Конструктивная часть декорации, состоящая из станков, сходов, лестниц и т. п., скрытых обычно от глаз зрителей живописными элементами декораций. 2) Трехмерная объемная часть декорац. установки, на к-рой актеры могут сидеть, стоять, ходить. Одновременно П. составляет элемент общего декоративного устройства сцены (напр., скала, камень, пень, бугор и т. п.). ПРЕВИЛЬ (Preville) (имя и наст. фам.- Пьер Луи Д ю б ю с; Dubus) (19.IX.1721- 18.XII.1799) - франц. актер. Сценич. деятельность начал в 1738 в бродячей труппе. Руководил театр. труппами в Руане, Лионе. В 1753 был приглашен на амплуа первого комика в т-р "Комеди Франсез" (Париж). Играл роли слуг в пьесах Мольера (Маскариль - "Любовная досада", "Шалый", "Смешные жеманницы", Сганарель - "Дон Жуан", Скапен - "Лекарь поневоле"), А. Р. Лесажа (Криспен - "Криспен, соперник своего господина"), Ж. Ф. Реньяра (Криспен- "Любовные безумства", "Единственны и наследник"), Ф. Данкура (Криспен - "Модный кавалер", Фронтен - "Модные горожанки"), Ф. Детуша (Криспен- "Дерзкий любопытный"), П. Мариво (Лю-бен - "Сюрприз любви") и др. Исполняя эти роли, П. показывал ясный ум, энергию, жизненную хватку своих героев. Среди лучших ролей также Пурсоньяк ("Господин де Пурсоньяк" Мольера), Жур-ден; Тюркаре (о. п. Лесажа), Бридуазон ("Женитьба Фигаро"). Вершиной творчества П. был образ Фигаро ("Севильский цирюльник" Бомарше, 1775). П. трактовал Фигаро как человека блистательного интеллекта, стремительной энергии, уверенного в своем праве на счастье. Однако в созданном им образе не было сатирич. задора, демократич. гнева. Актер мольеровской традиции, мастер острой, броской характеристики, П. обладал блестящей выдумкой, отточенным мастерством. Сохраняя осн. принципы ра- ционалистич. метода игры, он расширял жизненное содержание иск-ва, боролся за естественность против напевной декламации. Современник Дидро, П. стремился уточнить "общественное положение" персонажа, преодолеть абстрактность традиционных амплуа. Близость к этич. учению просветителей проявилась в исполнении П. ролей в мещанской драме (Антуан - "Философ, сам того не зная" Седена, Артлей - "Евгения" Бомарше, Стоклей - "Беверлей" Сорена, и др.). В 1774 П. возглавил вновь созданную королевскую школу декламации. В 1786 оставил сцену. Соч.: Memoires, [Р.], 1812; Memoires de Preville et de Dazincourt..., P., 1822. Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Ф и н к e л ь-штейн Е. Л., Превиль, сб.: Записки о театре, Л.-М., 1958; Olivier . J. J, P. L. Dubus-Preville, Р., 1913. E. Ф.