О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ПаПбПвПгПдПеПжПзПиПйПкПлПмПнПоПпПрПсПтПуПфПхПцПчПшПщПъПыПьПэПюПя
 

ПАНТОМИМА

ПАНТОМИМА - вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средством создания художеств. образа и раскрытия содержания и идеи драмы является пластич. выразительность человеч. тела, жест, мимика. История иск-ва П. в Европе берет свое начало в Др. Греции и Риме (см. Пантомим). В ср. века традиции П. сохранялись странствующими гистрионами, жонглерами, мимами, скоморохами и др., затем она возродилась в итал. комедии дель арте как необходимый элемент представления (сер. 16 - сер. 18 вв.). Иск-во П. оказывало значит, влияние на развитие нац. т-ра всех стран, где она существовала как самостоятельная театр. форма. Среди крупнейших актеров П.: Дж. Гримальди, Ж. Б. Г. Дебюро, к-рый создал, знаменитую маску Пьеро. Эта маска получила дальнейшее развитие в театр. иск-ве (в наст. время в творчестве Ж. Л. Барро, М. Марсо, Л. Фиалки и др.). В последней трети 19 в. европ. П. развивалась преим. на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась т. н. марсельская школа во главе с Л. Руф-фом. В Англии в эти же годы выступали Д. Лейно и Л. Тич. В труппе Ф. Карно начал творч. деятельность Ч. Чаплин. В Германии в нач. 20 в. в творчестве мн. режиссеров и балетмейстеров П. отводилось значит, место (Г. Фукс, М. Рейнхардт, Э. Жак-Далькроз, М. Вигман и др.). В России П. входила в состав мн. нар. игр (святочных, масленичных и др.) и обрядов (сватовство, свадьба и др-). В 19 в. П. занимала видное место в балаганных театрах и цирках. В 10-х гг. 20 в. возникает форма драматич. П., ее разрабатывали режиссеры К. А Марджанишвили (Марджанов) ("Слезы"), Н- Н. Евреинов ("Суму рун", "4 мертвеца Фиаметты" и др., т-р "Кривое зеркало"), В. Э. Мейерхольд ("Шарф Коломбины" по А. Шницлеру, 1910), А. Я. Таиров ("Покрывало Пьеретты" Шницлера на муз. Донаньи, 1913; "Духов день в Толедо" Кузмина" 1915; "Ящик с игрушками" на муз. Дебюсси, 1917). В нек-рых спектаклях (напр., спектакли Камерного т-ра с участием А. Г. Коонен, H. M. Церетели и др.) наметились осн. особенности рус., позднее сов. школ П., стилизация и условность, характерная для зап. школы, уступили в них место стремлению выразить человеч. чувства, показать разл. психологич. детали через точную пластич. характеристику образа. П., так же как лит-ра и т-р, имеет разл. жанры и виды: трагедия, драма, бытовая новелла, памфлет, фельетон, сказка, миф, поэма, лирич. стихотворение и др. П. может иметь форму эстрадной миниатюры, исполняемой одним актером, и многоактного спектакля с развитым законченным драматургич. сюжетом, бо.лыпим числом участников и др. Как законченный эпизод П. встречается в драме, опере,особенно часто в балете и цирке. В П. актер, возбуждая фантазию зрителей и вызывая соответствующие ассоциации, может не только передать определенную сценич. ситуацию, но и достичь философских обобщений ("Лошадь" Барро, "В мастерской масок" Марсо, "Жизнь человека" Фиалки, "Идея" Р. Лигера, "Олени и охотник" и "Жемчужина" в пост. А. А. Румнева и др.). В П. актер может исполнять неск. ролей, разыгрывать целую пьесу (напр., "Давид и Голиаф" Марсо, "Слон и удав" инд. танцовщика Кунджу Курупа и др.). Пользуясь средствами пластич. выразительности, актер в П. может изображать растение (инд. танцовщик Гопи-натх), дерево ("Жизнь дерева", чеш. актер Фиалка), птицу, животное ("Лошадь", франц. актер Барро; "Хирургия" по Чехову, пост. Румнева др.), создать иллюзию ветра, дождя, бури и др. ("Против ветра" Марсо) и др. Иногда П. сопровождается музыкой, ритмич. аккомпанементом, пением и даже декламацией. Такой вид П. получил распространение в странах Азии - Индии, Индонезии, Китае, Японии и др. С древнейших времен в этих странах П. является осн. видом театр. представлений. Исполнители обычно подчинялись строго регламентированной системе жестов и телодвижений (мудра и др.). Традиции древних П. сохранились в странах Азии до наст. времени. Однако с 50-х гг. в нек-рых странах Азии наблюдается тенденция отражения в П. современности ("Триумф мира"- Цейлон, "Ритм Жизни", "Люди и машины" - Индия). Совр. иск-во П. различает два вида П.: иск-во т. н. "мима" (теоретически и практически разработан во Франции Э. Декру совм. с Барро и Марсо), в к-ром действует только один актер, и второй вид П. - представление со всеми аксессуарами театр. спектакля (много участников, музыка, декорации и др.). Актеры Л. Фиалка и Г. Томашевский (Польша) в своих т-рах используют оба вида П. В Сов. Союзе наибольшее развитие получила П.-спектакль с развитой драматургией. Это роднит П. с реалистич. традициями рус. т-ра. Лит.: Мейерхольд В., О театре, СПБ, 1912; Т а и-р о в А., Записки режиссера, [M.], 1921; Н о в е p p Ж. Ж. Письма о танце, пер. с франц.. Л., 1927; Саду л ь Ж. Жизнь Чарли, Гпер. с франц.], M., 1955; БояджиевГ. Театральный Париж сегодня, M., 1960; Славский Р., Искусство пантомимы, M., 1962; Б а рроЖ. Л., Размышления о театре, пер. с франц., M., 1963; Балвант Гарги, Театр и танец Индии, пер. с инд., M., 1963; P у м н е в А., О пантомиме, М., 1964; Kalvadova-Sis VaniS., Schuler des Birngartens, Praha, 1956; D о г с у I., A la rencontre de la mime.... P., 1958; Barranet J.-L., De l'art du geste, [P.], 1962; Н а х С h.. Le geste, [P.], [1961]; D е с-rou E., Paroles sur la mime. P., 1964. А. Рим.