О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ПаПбПвПгПдПеПжПзПиПйПкПлПмПнПоПпПрПсПтПуПфПхПцПчПшПщПъПыПьПэПюПя
 

ПАЛИАШВИЛИ

ПАЛИАШВИЛИ, Захарий Петрович [4(16).VIII. 1871, Кутаиси,-6. X. 1933, ТОилиси]- груз. сов. композитор. Один из основоположников и крупнейший представитель груз. классич. музыки. Нар. арт. Груз. ССР (1925). Род. в семье певца церковного хора. Муз. воспитателем П. был его старший брат И. П. Палиашвили. С 8 лет пел дискантом в церковном хоре. В 1895-99 занимался в Тифлисском муз. уч-ще по классу валторны. Теории йузыки обучался у директора уч-ща Н. С. Кле-новского. В 1900-03 занимался в Моск. консерватории муз.-теоретич. предметами под рук. С. И. Танеева. Занятия у Танеева еще более сблизили П. с рус. музыкой, способствовали развитию его композиторского мастерства. С 1903 П. развернул широкую творч., педагогич., исполнительскую (в качестве органиста и дирижера) и муз.-обществ, деятельность в Тифлисе. Молодые годы П. совпали с периодом широкого развития нац. лит-ры, поэзии, т-ра, дальнейшего упрочения связей с передовой рус. культурой. Вместе с М. А. Баланчивадзе, Д. И. Аракишвили и др. музыкантами П. активно участвовал в создании новой груз. муз. школы, во всестороннем развитии муз. жизни Грузии. В 1910 П. начал работу над оперой "Лбе-салом и Этери на сюжет нар. сказания "Этериани" (окончил и пост. 1919, Тифлис, под упр. автора). В сов. время П. написал лирико-драматич. оперу "Даиси" ("Сумерки", 1923, Тифлис), оперу "Латавра" на героико-патриотич. сюжет (1928, Тифлис), мн. симф. и вок. сочинений. П. вел педагогич. работу; был профессором (с 1919) и директором ТОилисской консерватории (1919, 1923, 1929-32). Творчество П., глубоко национальное по своей природе, органически сочетает нар. традиции груз.музыки, обладающей богато развитой мелодикой и самобытным хоровым многоголосием, с традициями рус. муз. школы (в особенности М. И. Глинки и А. П. Бородина), с достижениями мирового муз. иск-ва. Борясь против нац. замкнутости, П. преодолел разобщенность многочисл. диалектов груз. песенного творчества, обобщил характерные стилистич. особенности разл. этнографич. ветвей нар. музыки и создал единый об-щенац. муз. язык, легший в основу груз. муз. классики. Опера П. "Абесалом и Этери" является одним из высших достижений груз. нац. культуры. Глубокая социально-этич. идея (сила любви преодолевает сословные предрассудки и побеждает смерть) определила возвышенность и монументальность муз.-сценич. воплощения, эпич. характер образов и драматургии этой муз. трагедии. Значит, место уделено в опере показу народа. Композитор исходил в своей музыке гл. обр. из величаво-протяжных хоровых песен Грузии. Народность муз. образов, выразительность пси-хологич. характеристик, строгое единство стиля, классич. простота и ясность форм при глубине содержания определили большое художеств. и историч. значение "Абесалома и Этери". В опере "Даиси" преобладают романтич. лирика и жанрово-бытовые элементы, но наряду с этим ярко воплощены и героико-патриотич. идеи. Музыка оперы проникнута духом груз. песни (крестьянской и городской) и отражает многообразие ее жанров, типов и выразит, средств. Это произв. углубляет демократич. и реалистич. черты творчества П. Прогрессивные творч. принципы П. обогащают совр. муз. иск-во Сов. Грузии. Имя П. присвоено тбилисскому Т-ру оперы и балета. Лит.: Донадзе Л.,.3. Палиашвили, "Мнатоби", То., 1943, ј 11-12 (на груз. яз.); его же, 3. Палиашвили, М., 1958. В. Дон.