О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ПаПбПвПгПдПеПжПзПиПйПкПлПмПнПоПпПрПсПтПуПфПхПцПчПшПщПъПыПьПэПюПя
 

ПАВЛИКОВСКИЙ

ПАВЛИКОВСКИЙ (Pawlikowski), Тадеуш (9. XI. 1862-28.IX.1915) - польский режиссер и театр. деятель. Учился в консерватории в Лейпциге (у Э. Ган-слика и Ф. Листа). В 1893-99 и 1913-15 - директор Краковского драм. т-ра, в 1900-06 - т-ра во Львове. Изучал иск-во мейнингенцев, "свободных театров" О. Брама и А. Антуана. Широко образованный и тонкий художник, П. развивал традиции С. Козъмяна. П. ввел в репертуар польского т-ра ряд значит, произв. совр. ему драматургии (С. Выспян-ского, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и др.), ставил польскую драматургию: "Барские конфедераты", 1893, "Дзяды", 1898, Мицкевича (фрагменты), "Балладина" Словацкого, 1896, "Месть" Фредро и др., зарубежную классику ("Гамлет", 1894, "Ревизор", 1898, и др.). Важной заслугой П. была пост. пьес М. Горького ("Мещане", "На дне", обе в 1903). Среди др. пост.: "Каська Кариатида" Запольской (1896), "Легкомысленная сестра" Пежиньского (1904), "Жизнь Человека" Андреева (1909), "Бесплодные усилия любви" Шекспира (1913). В области режиссуры П. утверждал принцип идейно-художеств. единства спектакля, стремился к углубленной психология, разработке образов, к созданию актерского ансамбля, к историч. и бытовой точности; большое значение придавал цветовой и звуковой партитуре спектакля. В то же время в творчестве П. сказались влияния модернистских течений, наиболее отчетливо проявившиеся в период его работы в львов-ском т-ре (пост. пьес С. Пшибышевского, М. Мете-рлинка и др.). П. ставил также оперы ( напр., "Тоска" Пуччини, "Летучий голландец", "Валькирия" Вагнера). Лит.: Сельский Л., Воспоминания, М., 1961 (см. вступительную ст. Б. Ростоцкого). Б. Рос.