О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
НаНбНвНгНдНеНжНзНиНйНкНлНмНнНоНпНрНсНтНуНфНхНцНчНшНщНъНыНьНэНюНя
 

НАРОДНЫИ ТЕАТР НА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ВИСТАВКЕ

НАРОДНЫИ ТЕАТР НА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ВИСТАВКЕ - русский театр. существовавший в Москве в 1872. Возник по инициативе группы обществ, деятелей, возглавлявших "Комиссию отдела попечения о рабочих" при учредительном комитете Всерос. Политехнич. выставки 1872 на средства, собранные путем обществ, пожертвований. В деятельности Н. т. сказалось влияние прогрессивных идей 60-х гг. Значит, воздействие на Н. т. оказали принципы, выдвинутые А. Н. Островским, боровшимся за создание общедоступного т-ра. В труппу были привлечены крупнейшие актеры провинции (Н. X. Рыбаков, К. Ф. Берг и др.), талантливые молодые актеры (В. А. Макшеев, М. И. Писарев и др.). Руководителем т-ра был видный актер и режиссер А. Ф. Федотов. Т-р открылся 4 июня 1872 спектаклем "Ревизор". Основу репертуара составляли произв. рус. классич. драматургии - пьесы Фонвизина ("Недоросль"), Пушкина ("Русалка"), Островского ("Бедность не порок", "Тяжелые дни" и др.). Гоголя. На сцене Н. т. впервые в Москве ставились в не искаженном цензурой виде "Ревизор" и "Свои люди - сочтемся". В Н. т. были пост. и муз. спектакли - "Жизнь за царя" Глинки (один акт), "Русалка" Даргомыжского, "Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова (муз. Соколовского). Спектакли Н. т. отличались высокой режиссерской культурой, слаженным актерским ансамблем. Т-р быстро завоевал признание демократич. кругов зрителей. С момента возникновения Н. т. вокруг него развернулась ожесточенная идейная борьба. Реакц. круги добились снятия лучшего спектакля Н. т.- "Ревизор". Перед закрытием Политехнич. выставки Федотов и поддерживавшие его обществ, деятели воз будили ходатайство о превращении Н. т. в постоянный т-р. Однако пр-во отклонило их просьбу. После закрытия выставки 1872 Н. т. прекратил свое существование (здание и имущество т-ра были приобретены вновь организованным частным Общедоступным т-ром, в труппу к-рого вступили и нек-рые из актеров Н. т.). Несмотря на кратковременность существования, Н. т. имел значение в истории рус. сценич. иск-ва как первая попытка создания прогрессивного по своей идейной и художеств. направленности т-ра, рассчитанного на обслуживание широких демократич. кругов зрителей. Лит.: Клинчин А. П., Народный театр на Политех-нической выставке в Москве, в сб.: Театральное наследство, М., 1956 (Гос. н.-и. ин-т театра и музыки); Федотов А.Ф., Предисловие к "Недорослю" Д. И. Фонвизина, М., 1886 (с. III-VII); Захарьин (Якунин) И. Н., Встречи и воспоминания, СПБ, 1903, с. 305-11; Клинчин А Н. X. Рыбаков, М., 1952, с. 154-83. А. Кл.