О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
НаНбНвНгНдНеНжНзНиНйНкНлНмНнНоНпНрНсНтНуНфНхНцНчНшНщНъНыНьНэНюНя
 

НАПРАВНИК

НАПРАВНИК, Эдуард Францевич [12Г24). VIII. 1839, Бейшт, Чехия,-10(23). XI. 1916, Петроград]- русский композитор и дирижер. По национальности чех. Муз. образование получил в Праге. С 1861 жил в России; в 1861-63 работал капельмейстером оркестра Н. Б. Юсупова; с 1863-пом. капельмейстера и органист, с 1867 - второй, с 1869-первый капельмейстер Мариинского театра в Петербурге. Приехав в Россию молодым музыкантом, Н. глубоко воспринял рус. муз. культуру, усвоил ее исполнительские традиции. Н. вскоре стал выдающимся дирижером. Возглавляя в течение полувека крупнейший оперный т-р России (Мариин-ский), Н. добился организованности, дисциплины, художественной стройности оперного ансамбля. Н. руководил первыми пост. мн. опер рус. композиторов: "Вражья сила" Серова (1871), "Каменный гость" Даргомыжского (1872), "Псковитянка" (1873), "Майская ночь" (1880). "Снегурочка" (1882), "Борис Годунов" (1874); "Опричник"(1874), "Кузнец Вакула" (1876), "Орлеанская дева" (1881), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892) Чайковского, "Демон" (1875). Под руководством Н. была возобновлена в 1871 опера "Руслан и Людмила". Большое художественное значение имели и др. пост. Н. - тетралогия "Кольцо Нибелунга" Вагнера (1900-05). оперы "Фиделио" Бетховена (1905), "Орфей и Эври-дика" Глюка (1911). Н. стремился к предельно точному и полному раскрытию авторского замысла. Его исполнение отличалось тщательным воспроизведением текста партитуры, строгостью стиля. Творческая деятельность Н.-дирижера оставила глубокий след в истории рус. муз. культуры. Н. написал оперы (пост. в Мариинском т-ре): "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895), "Франческа да Римини" (1902), музыку к драматической поэме "Дон Жуан" А. К. Толстого и др. соч. В композиторском творчестве Н. сказалось влияние Глинки и Чайковского. Произв. Н. отличаются мелодичностью, законченностью формы, мастерской оркестровкой, хотя и лишены ярко выраженного индивидуального стиля. Наиболее известна опера "Дубровский", сохраняющаяся в репертуаре сов. оперных т-ров. Соч.: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма, Л., 1959. Лит.: ВальтерВ.Г., Эдуард Франц евич Направник, СПБ, 1914; Бернандт Гр., Капельмейстер русской оперы - Э. Ф. Направник, "Советская музыка", 1939, ј 8.