О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
БаБбБвБгБдБеБжБзБиБйБкБлБмБнБоБпБрБсБтБуБфБхБцБчБшБщБъБыБьБэБюБя
 

БАЛАГАН

БАЛАГАН (от перс. балахане - верхняя комната, балкон) - временное здание для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Б. известны в России с сер. 18 в. Первоначально для представлений приспосабливались торговые помещения, выстраиваемые в дни ярмарок,балаганы (отсюда и название). Позднее стали сооружаться специальные здания. Б. строились из досок, крыша делалась из брезента или мешковины (шапито). Внутри Б. имел сцену и зрительный зал, разделенный на первые, вторые места, и т. н. "загон", где публика стояла. Перед Б. сооружался балкон (раус, нем. Raus, от heraus-наружу), с к-рого артисты зазывали публику на представление. В конце 18 в. в Б. ставились пьесы из репертуара нар. т-ра ("Комедия о царе Максимилиане и его непокорном сыне Адольфе" и др.), а также инсценировки рыцарских романов. В нач. 19 в. здесь шли гл. обр. арлекинады насыщенные различными сценич. эффектами (полеты, провалы, чудесные превращения и т. п.). Особенно славились представления арлекинад в балаганах бр. Легат, бр. Леман и Берга. В Б. выступали иностранцыи русские. Среди них фокусники, силачи (К. Раппо), акробаты, гимнасты, жонглеры (Т. Барков, Г. Иванов и др.), нар. хоры, танцоры, кукольники с Петрушкой у/ марионетками. В Б. выступали часто полупрофессионалы, занимавшиеся большую часть года к.-н. ремеслом. Большое место в представлениях Б. занимал дед-раешник - зазывала. Его выступления нередко содержали сатирич. выпады против господствующих классов. В сер. 19 в. особенным успехом пользовались Б. отставного егеря Бомбова, позднее - Лейферта и Малофеева. В 1880 в Петербурге на Марсовом поле был организован Б. нового типа - "Развлечение и польза"; художеств. часть в нем возглавлял А. Я. Алексеев-Яковлева деятельность к-рого связана с нар. просвещением и нар. т-ром. Здесь ставились произведения Пушкина, Гоголя, Некрасова, Островского. Этот репертуар проникал и в другие Б. Однако осн. место в репертуаре Б. занимали псевдо-патриотич. батальные пьесы, арлекинады, пошлые фарсы. В Б. начали свой творч. путь многие впоследствии известные артисты - А. Л. и В. Л. Дуровы, И. С. Радунский (Бим), Е. А. Лепковский и др. Б. существовали вплоть до 30-х гг. 20 в. (в этот период в них шли эстрадные дивертисменты). Попытки возродить Б. в 40-х гг. успеха не имели. Лит.: Лейферт А. В., Балаганы, П., 1922; Д м и т-р и е в Ю., На старом Московском гуляний, в кн.: Театральный альманах ВТО, кн. VI, М., 1947; Алексеев-Яковлев А., Русские народные гуляния, Л.-М., 198; Кузьмина В., Русский демократический театр XVlIi века, М., 1958. Ю. Д.