О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ЛаЛбЛвЛгЛдЛеЛжЛзЛиЛйЛкЛлЛмЛнЛоЛпЛрЛсЛтЛуЛфЛхЛцЛчЛшЛщЛъЛыЛьЛэЛюЛя
 

ЛАПИЦКИЙ

ЛАПИЦКИЙ (Михайлов), Иосиф Михайлович [16(28).1.1876-5.XI.1944] -русский советский режиссер оперы. Засл. арт. РСФСР (1936). В 1897-1900 работал в труппе Саблиной-Дольской как артист и режиссер, в 1900-01 - в труппе Э. Поссарта в Мюнхене. В 1903-06 Л. - реж. оперного т-ра Солодовникова (Москва). Под фам. Михайлов выступил в театр. отделе "Биржевых ведомостей" с рядом статей о реформе оперного т-ра. Новаторские идеи Л. встретили поддержку К. С. Станиславского. В 1906-08, будучи режиссером Большого т-ра, Л. пытался осуществить свои творч. замыслы на казенной сцене, но не смог и уехал в провинцию. В 1908-11 работал в т-рах Перми, Самары, Иркутска. В 1912 основал в Петербурге Т-р муз. драмы (см. Музыкальной драмы театр), деятельность к-рого имела большое значение, для развития рус. оперного иск-ва. Руководил этим т-ром до 1919, проявляя большую творч. инициативу и организаторский талант. Стремясь к утверждению в муз. спектакле правдивого и активного сценич. действия в противовес излишней условности, Л. в этот период пренебрегал иногда муз. спецификой оперы и оперетты. С 1919 Л.- реж. Малой гос. оперы, в 1920-22 - Моск. т-ра муз. драмы. В 1921, 1924- 1925, 1928 Л.- директор и реж. Большого т-ра. В 1923-24- управляющий оперной труппой ле-нингр. оперных т-ров. Л. помогал становлению сов. муз. т-ра на Украине; был одним из организаторов Киевской гос. оперы (1926) и Донецкого т-ра оперы и балета (1941). Лучшие спектакли Л. отмечены высокой сценич. культурой, реалистич. направленностью. Среди лучших пост.: Т-р муз. драмы - "Евгений Онегин" (1912, на открытии т-ра), "Кармен" (1913), "Пиковая дама", "Снегурочка" (1914), "Аида" (1915); "Парсифаль" Вагнера (1916); Большой т-р - "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1908), "Король забавляется" ("Риголетто", 1925), "Хованщина" (1928); "Нюрнбергские мастера пения" ("Нюрнбергские мейстерзингеры") Вагнера (1929); Т-р оперы и балета им. Шевченко - "Тихий Дон" (1936); "Щорс" Лятошинского (1938); Т-р оперы и балета им. Кирова -"Саломея" Р. Штрауса (1924); Ленингр. Малый оперный т-р - "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1924); Моск. т-р муз. драмы-"Долина" д'Альбера (1920), "Сильва" Кальмана (1921); Моск. т-р оперетты - "Черный амулет" Стрельникова (1928); Харьковский т-р оперы и балета -"Поднятая целина" (1938) и др. Лит.: Л е в и к С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М , 1955; Марков П., Немиро-вич-Данченко и музыкальный театр его имени, Л., 1937; Крыжицкий Г., Режиссерские портреты, М.-Л., 1928; Коломийцов В., Лапицкий, "Театр", 1923, ј 9; М о з.ж у х и н А., Лапицкий как режиссер, там же.