О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ЛаЛбЛвЛгЛдЛеЛжЛзЛиЛйЛкЛлЛмЛнЛоЛпЛрЛсЛтЛуЛфЛхЛцЛчЛшЛщЛъЛыЛьЛэЛюЛя
 

ЛАГЕРКВИСТ

ЛАГЕРКВИСТ (Lagerkvist), Пер (р. 23. V. 1891)- шведский писатель, драматург, поэт. В 1912 окончил Упсаль-ский ун-т, в этом же году дебютировал как поэт. В годы 1-й мировой войны сформировалось противоречивое мировоззрение Л. Во мн. его пьесах ненависть к силам реакции и насилию сочетается с настроениями крайнего пессимизма, ощущением зыбкости и трагич. предопределенности человеческой жизни. Такова зловещая драм. фантазия "Последний человек" (1917). В пьесе "Небесная тайна" (1919) протест Л. против империалистич. войн имеет более конкретный и активный характер. В программном сборнике "Театр" (1918) Л сформулировал свои эстетич. позиции. Находясь под сильным влиянием поздней драматургии А. Стриндберга, Л. стремился к символико-обобщенному, подчас гротескному изображению действительности, использовал характерный для Стриндберга прием материализации в сценич. действии иррациональных явлений - мыслей героя, его мечтаний, снов и т. п. В драмах "Невидимый" (1923), "Гость действительности" (1925), "Вечная улыбка" (1925) Л. оперирует абстрактными, извечными категориями добра и зла, жизни и смерти, утверждает непознаваемость причин социальной несправедливости. Драма "Человек, вновь проживший свою жизнь" (1928) свидетельствовала об эволюции идейных взглядов Л. В этой пьесе, реалистически изображающей представителей трудового народа и мелкобурж. среды, драматург вскрыл противоречие между "жить" и "быть человеком", присущее бурж. обществу с его растленной моралью. Историч. драма "Король" (1932), "Победа во тьме" (1939), "Сон в летнюю ночь - в работном доме" (1941) по-прежнему насыщены абстрактными философскими размышлениями, но в них побеждает вера в добрую волю простых людей, призыв бороться с любыми формами духовного и физич. насилия. Глубокий и действенный гуманизм Л. проявился в зрелых драм. произв. "Палач" (1933) и "Человек без души" (1936), раскрывающих изуверскую сущность фашистской идеологии и практики. Философские драмы "Философский камень" (1947), "Дайте людям жить" (1949), "Варавва" (1952 инсц. одноим. романа Л., удостоенного Нобелевской пр. в 1951) вновь знаменуют отход Л. от социальной проблематики. Созвучность творчества Л. настроениям широких кругов совр. швед. интеллигенции, блестящая драматургич. техника пьес, интеллектуально насыщенный диалог определили значит, роль драматургии Л. в духовной жизни страны. Пьесы Л. много ставились в сканд. странах, во Франции, Англии, США и др. Соч.: Dramatik, Stockh., 1946; Skrifter, bd 1-3, Stockh., 1932. Лит.: Bergman G. M., P. Lagerkvists dramatik, Stockh., 1928; Freden G., Par Lagerkvist, Stockh., 1934; Hornstrom E., Par Lagerkvist, Stockh., 1946; M j o-berg J., Livsproblemet hos Lagerkvist, Stockh., 1951, Oberholzer O., Par Lagerkvist. Studien zu seiner Prosa und seinen Dramen, Hdlb., 1958. Вл. М.