О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ЛаЛбЛвЛгЛдЛеЛжЛзЛиЛйЛкЛлЛмЛнЛоЛпЛрЛсЛтЛуЛфЛхЛцЛчЛшЛщЛъЛыЛьЛэЛюЛя
 

ЛАВРЕНЕВ

ЛАВРЕНЕВ, Борис Андреевич [5(17).VII. 1891, Херсон,- 7. ?. 1959, Москва] - русский советский писатель. Род. в семье учителя. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1916. Рассказы и повести "Ветер" (1924), "Сорок первый" (1924), "Рассказ о простой вещи" (1924), посв. героическим дням гражданской войны, были инсценированы (Театр-студия под рук. Завадского и др.). В продолжение всей лит. деятельности Л. выступал в жанре драматургии, а в последние годы жизни исключительно посвятил себя этому жанру. Первые драмы Л. - "Дым" ("Мятеж", 1925, Ленингр. Большой драм. т-р) о белогвардейском мятеже в Туркестане и "Враги" (1929, Ленингр. Большой драм. т-р) не получили широкой сценич. жизни из-за нек-рой поэтизации стихийности, анархич. мышления, из-за абстрактного гуманизма автора. Принципы метода социа-листич. реализма нашли яркое выражение в пьесе Л. "Разлом" (1927), ставшей значит, этапом в развитии сов. драматургии. В "Разломе" созданы правдивые образы героя революц. лет, вожака матросской массы Артема Годуна и офицера Берсенева, осознавшего историч. значение Октября, Пьеса построена на остром драматическом конфликте, исполнена драматического пафЩа. В ней великолепно выписаны характеры революц. матросов, их друзей и врагов,эпически воплощена тема революции и гражданской войны, торжество победившего народа. К десятилетию Октября "Разлом" был пост. в Т-ре им. Вахтангова (реж. А. Попов; Берсенев-Щукин), Ленингр. Большом драм. т-ре (Годун-Монахов). Спектакль сыграл большую роль в утверждении современной драматургии на сценах сов. т-ров (пьеса пост. почти во всех т-рах страны, переведена на многие яз. народов СССР). В годы войны Л. написал романтич. пьесу о героич. защитниках Севастополя "Песнь о черноморцах" (1944, Бакинский рус. т-р). Пьеса Л. "За тех, кто в море!" (1946, Ленингр. т-р им. Пушкина; Гос. пр. СССР, 1946) выразила новый этап в развитии т-ра и драматургии, последовавший после постановления ЦК КПСС о репертуаре драм. т-ров. Столкновение индивидуалиста капитана Боровского с человеком нового мира, скромным, самоотверженным капитаном Максимовым и моральная победа Максимова - основной сюжет пьесы. Пьеса утверждает, что люДи, одержавшие героич. победу над фашизмом, должны быть достойны этой великой победы (пьеса пост. во мн. т-рах страны). В пьесе "Голос Америки" (1950, Малый т-р; Гос. пр. СССР, 1950), показавшей Америку прогрессивную и реакционную, страстно прозвучало обличение поджигателей новой войны, тема борьбы за мир. В 1952 Л. написал драму "Лермонтов" (МХАТ, 1954). Перевел ряд пьес драматургов республик СССР на рус. яз. В своих пьесах Л. ставил важнейшие вопросы современности; показывал взаимоотношения интеллигенции и революц. народа, развенчивал бурж. демократизм. Творчество писателя отличают романтич. видение жизни, яркая эмоциональность, красочный индивидуализированный язык. Его пьесы строятся на остром сюжете, значительном драматич. конфликте. Соч.: Избр. соч., т. 1-2, ?., 1958; О состоянии и задачах современной сов. драматургии, "Театр", 1958, JSfo 12. Лит.: Э в e н т о в И. С., Б. Лавренев. Критико-библ. очерк, Л., 1951; Вишневская И., Борис Лавренев, М., 1962; Докторович Н. И., К вопросу о создании и сценическом воплощении пьесы Б. А. Лавренева "Разлом", "Уч. записки Вологодского пед. ин-та", 1958, т. 22; Ратманов а Г. Н., "Разлом" в творческих исканиях Б. Лавренева 20-х годов, "Уч. записки Ленингр. ун-та. Серия филологич. наук", 1958, вып. 46; Еськова Л-М." Первые пьесы Б. Лавренева, "Уч. записки Моск. гор. пед. ин-та. Кафедра сов. лит-ры", 1959, вып. 2. Вл. П.