О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ГаГбГвГгГдГеГжГзГиГйГкГлГмГнГоГпГрГсГтГуГфГхГцГчГшГщГъГыГьГэГюГя
 

ГАРДЕЛЬ

ГАРДЕЛЬ (Gardel), Пьер (4.II.1758, Нанси,- 18.X.1840, Париж) - французский артист балета, балетмейстер. Брат и ученик М. Гарделя. Ученик Ж. Ж. Новера. Учился в балетной школе т-ра "Парижская опера" (с 1771). Будучи учеником, дебютировал в 1772 в дивертисменте "Золотая свадьба" Ла-борда на сцене "Парижской оперы". С 1780 - один из ведущих франц. танцовщиков. Танец Г. отличался большой выразительностью, но некоторой холодностью. В 1787-1827 Г.- гл. балетмейстер и педагог "Парижской оперы", в 1799-1815- директор школы этого т-ра. Балетмейстерское иск-во Г. наиболее плодотворно развилось в годы французской бурж. революции 1789-94. В эти годы Г. поставил ряд хореографич. зрелищ, в одном из к-рых ("Приношение свободы" Госсека, 1792) исполнялся танец на музыку Марсельезы. Г. проводил реформу балетного костюма, расширял технич. возможности танца (введение высоких полупальцев, вращений и др.). Лучшие балеты Г.: "Психея", "Теле-мак на острове Калипсо" Миллера (оба в 1790), "Суд Париса" Гайдна и Мегюля (1793) и др. В творчестве Г. преобладала анакреонтич. тематика, но он ставил также балеты и на сюжеты из совр. жизни, что было для его времени новаторством: "Блудный сын" Бер-тона (1812), "Оправданная служанка" Крейцера (1818) и др. В комич. балете "Танцемания" Мегюля (1800) Г. впервые ввел в балетный спектакль вальс. В прощальный бенефис Г. в 1828 был пост. его балет "Психея" с М. Тальони в заглавной роли. Лит.: Бурнонвиль А., Моя театральная жизнь..., пер. с датск., в кн.: Классики хореографии, Л.--М., 1937, с. 249-327, 351; ХудековС. Н., История танцев, т. 3, П., 1915; L i f a r S., Auguste Vestris, P., 1950. Ham. P.