О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ГаГбГвГгГдГеГжГзГиГйГкГлГмГнГоГпГрГсГтГуГфГхГцГчГшГщГъГыГьГэГюГя
 

ГАЗЕНКЛЕВЕР

ГАЗЕНКЛЕВЕР, Хазенклевер (Hasenclever), Вальтер (8.VII.1890, Ахен,-15.VIII.1940, Ле-Миль, Франция) - немецкий драматург и поэт. Один из представителей экспрессионизма. Род. в бурж. семье, получил литературное и философское образование в Оксфорде, Лозанне и Лейпциге. Первую драму "Сын" написал в 1914 (1916, Немецкий т-р, Прага). Уже в этой пьесе звучит основная тема Г.-индиви-дуалистич. протест против войны, пацифизм. Участие в 1-й мировой войне, тяжелое ранение, полученное на фронте, усиливают пацифистские настроения Г., к-рые особенно отчетливо проявились в его пьесах: трагедии "Антигона" (1917, Городской т-р, Лейпциг) и драме "Спаситель" (1919, т-р "Трибуна", Берлин), где Г. пытается противопоставить стихии зла и разрушения образ "искупителя" - поэта и гуманиста. Свойственные этим пьесам экспрессионистич. приемыразорванность композиции, абстрактность образов, элементы мистицизма - еще резче проявляются в следующей пацифистской пьесе Г.- "Люди" (1920, Нем. т-р, Прага). Поражение германской революции 1918 Г. воспринял как поражение самой идеи революции, что сказалось в его последующем творчестве. Г. написал пьесу "Решение" (1919, т-р "Трибуна", Берлин), мистич. драму "По ту сторону" (1920, Городской т-р, Лейпциг), драму "Убийство" (1926, Нем. т-р, Берлин, реж. М. Рейнхардт). В конце 20-х гг. в произв. Г. усиливаются реалистич. тенденции, начинает отчетливо звучать сатира на бурж. об-во. Эта направленность творчества Г. особенно проявилась в комедиях "Делец" (1927, Гор. т-р, Франкфурт-на-Майне, реж. Р. Вейхерт; 1957, Шлоспарк-театр. Берлин), "Браки совершаются на небесах" (1928, Камерная сцена Немецкого т-ра, Берлин),"Нашествие Наполеона" (1930, Новый т-р, Франкфурт-на-Майне). В 1933 Г. эмигрировал во Францию, где написал антифашистскую трагикомедию "Мюнхаузен" (пост. 1948). После вторжения во Францию гитлеровских войск Г. был интернирован и в лагере покончил жизнь самоубийством. В СССР пьесы Г. широко шли в 20-х гг.: "Антигона" в 1927 была пост. моек. Камерным т-ром, "Делец" в 1928 ставился т-рами: б. Корша, студией под рук. Ю. Завадского (Москва), Ленингр. т-ром им. Пушкина, Харьковским рус. т-ром и др.; "Браки совершаются на небесах" пост. в 1928 Ленингр. т-р комедии, в 1929 - Моск. т-р сатиры; "Нашествие Наполеона" в 1930 пост. Ленингр. т-р им. Пушкина, в 1931 - Моск. т-р сатиры и МХАТ 2-й. Соч.: Dramen, В., 1924; в рус. пер.-Дельцы..., М.-Л., 1923: Браки совершаются на небесах, Л.-М., 1929. Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избранные статьи, т. 1-2, М., 1958; Марков П. А., Современная экспрессионистическая драма в Германии, М., 1923; Гвоздев А., Экспрессионизм в немецкой драме, в сб.: "Современный Запад", кн. 1, П., 1922, с. 112-118; Л е ш-нитцер Ф., Смерть Вальтера Газенклевера, "Интернациональная лит-ра", 1940, ј 9-10; W a l z е l 0., Die deutsche Dichtung von Gootsched bis zur Gegenwart, Bd 1-2, В.-Wildpark-Potsdam, 1927-[1930]; B ab J., Die Chronik des deutschen Dramas, Bd 4-5, В., [1922]-26.