О проекте | Помощь  
  
 
ЭнциклопедияКомпьютерыФинансыПсихологияПравоФилософияКультураМедицина
 
АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
 
ВаВбВвВгВдВеВжВзВиВйВкВлВмВнВоВпВрВсВтВуВфВхВцВчВшВщВъВыВьВэВюВя
 

ВАХТАНГОВА ИМЕНИ ТЕАТР

ВАХТАНГОВА ИМЕНИ ТЕАТР (Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр имени Евг. Вахтангова) - один из первых советских театров. Основатель т-ра - Е. Б. Вахтангов. Датой основания т-ра принято считать 13 ноября 1921, когда Студия Вахтангова (см. Вахтангова студия), получившая название 3-й Студии МХТ, официально открылась спектаклем "Чудо святого Антония" (реж. Вахтангов; Антоний - Завадский, Гюстав- Басов, Ашиль- Глазунов, Доктор- Захава, Кюре-Щукин, Ж озеф- Симонов, Виржини- Некрасова, и др.). В 1926 студия получила название "Театр им. Евг. Вахтангова". Е. Б. Вахтангов, ученик и последователь К. С. Станиславского, стремился к созданию сценического искусства, созвучного революции, проникнутого духом современности, добивался яркой и острой театральной формы, спектакля "современного, идейного отношения художника к изображаемой жизни". В спектакле "Чудо святого Антония" Метерллнка Вахтангов средствами острого гротеска беспощадно изобличал мещанство и буржуазное ханжество. Актерская игра в этом спектакле обрела резкость, саркастич. иронию, смелую гиперболичность. Требованиям жизни, требованиям современности была близка последняя постановка Вахтангова-"Принцесса Турандот" Гоцци (1922; Турандот - Мансурова, Калаф - Завадский, Адельма - Орочко, Алтоум - Басов, Тимур - Захава, Тарталья - Щукин, Труффаль-дино - Симонов, Пан-талоне - Кудрявцев, Бригел-ла - Глазунов, Скирина - Ляуданская, Зелима - Ремизова, "и др.), ставшая значительным этапом в истории этого т-ра. Пародийное истолкование сюжета сказки открыло режиссеру возможность создать представление, проникнутое оптимизмом, радостью жизни, творческой энергией. Легкость и изящество художеств. формы спектакля, четкость пластич. рисунка, музыкальная ритмичность и динамика сценич. действия, богатство актерских талантов молодой труппы определили широкий успех "Принцессы Турандот". Эти спектакли, вместе с осуществленной Вахтанговым еще в 1920 пост. "Свадьбы" Чехова, долго сохранялись в репертуаре т-ра. Они определили осн. черты иск-ва т-ра: стремление сочетать правду чувств с острой театр. формой, внимание к средствам внешней выразительности - ритму, пластике, жесту и др. Вахтангову не удалось осуществить свою мечту- утвердить советскую революц. пьесу как основу репертуара т-ра. К совр. теме коллектив обратился уже после его смерти, создав правдивый и яркий по театр. форме спектакль "Виринея" Сейфуллиной и Правдухи-на (1925, реж. А. Попов; Виринея - Алексеева, Павел Суслов - Щукин). Спектакль показывал духовный рост народа, проникновение идей Октябрьской революции в сознание крестьянства. За "Виринеей" последовали новые спектакли, тесно связанные с революц. современностью,- "Барсуки" Леонова (1927, реж. Захава), "Разлом" Лавренева (1927, реж. Попов), "На крови" Мстиславского (1928, реж. Р. Симонов). Эти спектакли принесли т-ру широкое обществ, признание. В них выдвинулся замечательный актер т-раБ. В. Щукин, к-рому принадлежит заслуга утверждения на сов. сцене глубоко реалистических, полнокровных образов передовых людей сов. эпохи. В дальнейшем режиссеры т-ра находили новые пути развития вахтанговских принципов в пост. совр. драматургии. Лишь в нек-рых спектаклях эти принципы получили эстетское истолкование ("Женитьба" Гоголя, 1924, реж. Завадский; "Заговор чувств" Олеши, 1929, реж. Попов). Серьезной неудачей явилась вульгарно-социологич. пост. "Гамлета" (1932, реж. Акимов), построенная на надуманном мотиве борьбы Гамлета за престол. Однако магистральный путь развития иск-ва коллектива по-прежнему определяли пост., в к-рых наиболее отчетливо была выражена связь театра с современностью: "Темп" (1930, реж. Басов, Миронов, Ороч-ко, Щукин) и "Аристократы" (1935, реж. Захава; Костя-капитан-Р. Симонов) Погодина, "Далекое" Афиногенова (1935, реж. Толчанов; Малько - Щукин), "Я сын трудового народа" ("Шел солдат с фронта") Катаева (1938, реж. Р. Симонов). К лучшим созданиям сов. театр. иск-ва принадлежит постановка драмы Горького "Егор Булычев и другие", впервые осуществленная т-ром (1932, реж. Захава; Егор - Щукин). В этом спектакле мощь и торжество революции показаны через образ представителя враждебного революции класса, в к-ром с трагедийной силой раскрыта неизбежность крушения хищнического, собственнического строя. В спектакле "Егор Булычев и другие" вахтанговская острота раскрытия темы обреченности старого мира сочеталась с горьковской страстностью мысли, четкостью социальных мотивов, тонкостью психологич. характеристик. Спектакль ставился в тесном контакте с автором и положил начало широкому распространению драматургии Горького в сов. т-рах. Развитие вахтанговских принципов было успешно осуществлено в спектаклях: "Интервенция" Славина (1933, реж. Р. Симонов), "Много шума из ничего" Шекспира (1936, реж. Рапопорт; Бенедикт- Р. Симонов, Беатриче- Мансурова), "Фельдмаршал Кутузов" Соловьева (1940, реж. Охлопков), "Перед заходом солнца" Гауптмана (1941, реж. Ремизова). Значительное место в истории советского театра занял спектакль "Человек с ружьем" (1937, реж. Р. Симонов; Шадрин-Толчанов) - глубокий по содержанию и яркий по форме. В этом спектакле Б. В. Щукин создал образ В. И.Ленина, отмеченный вдохновенной правдивостью. Смелый новаторский дух, свойственный исканиям театра, и на этот раз принес коллективу значительную победу. Этим спектаклем открылась сценическая история создания образа В. И. Ленина в сов. т-ре. Пост. пьес Горького, Афиногенова, Погодина и др. принесли т-ру им. Вахтангова большую популярность и выдвинули коллектив в число лучших т-ров страны. В этот период глубоко раскрылись дарования актеров и режиссеров т-ра - Р. Н. Симонова, Ц. Л. Мансуровой, О. Н. Басова, А. И. Горюнова, Б. Е.Захавы, М.С.Державина, А. А. Орочко, Е. Г. Алексеевой, И. М. Рапопорта, И. М. Толчанова, А. И. Ремизовой, М. Д. Синельниковой, В. В. Кузы, О. Ф. Глазунова, К. Я. Миронова, Н. П. Русиновой, Л. М. Шихматова и др. В годы Отечественной войны т-р работал в Омске (1941-43), где были пост. спектакли: "Фронт" (1942, реж. Р. Симонов; Иван Горлов - Дикий), "Русские люди" (1942, реж. Дикий), "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского (1942, реж. Дикий; Олеко - Р. Симонов) и "Сирано де Бержерак" Ростана (1942, реж. Охлопков; Сирано- Р. Симонов, Роксана-Мансурова). Был создан Фронтовой филиал т-ра, обслуживающий войска 1-го Украинского фронта и др. части Сов. Армии. В конце 40-х - нач. 50-х гг. развитию иск-ва коллектива препятствовали распространенные в те годы в сов. т-ре тенденции к творч. нивелировке т-ров, постановки "бесконфликтной" и парадно-монументальной драматургии ("Дорога победы" Соловьева, 1946, и др.). Однако и в этот период т-ром были созданы спектакли, обладавшие масштабностью образов, точностью и изяществом формы: "Великий государь" Соловьева (1945, реж. Захава; Грозный - Толчанов), "Приезжайте в Звонковое" Корнейчука (1947, реж. Ремизова), "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо (1947, реж. Р. Симонов и Габович), "Макар Дубрава" Корнейчука (1948, реж. Рапопорт; Макар - Державин), "Заговор обреченных" Вирты (1949, Ст. нр. 1950, реж. Р Симонов и Габович), "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни (1952, реж. Герасимов, в гл. роли - Г. Пашкова). В 1951 был возобновлен спектакль "Егор Булычев и другие" (Ст. пр. 1952; реж. Захава; Егор - Лукьянов), в 1954 - "Человек с ружьем" (реж. Р. Симонов; Ленин-Плотников), а также "Перед заходом солнца" (реж. Ремизова; Маттиас Клаузен-Астангов). Остротой социальных характеристик, яркостью, выразительностью отличаются спектакли "Фома Гордеев" по Горькому (1956, реж. Р. Симонов), "Большой Кирилл" Сельвинского (1957, реж. Р. Симонов), "На золотом дне" Мамина-Сибиряка (1955, реж. Ремизова), "Идиот" по Достоевскому (1958, реж. Ремизова; князь Мышкин - Гриценко, Настасья Филипповна - Борисова), "Маленькие трагедии" Пушкина(1959, реж. Е. Симонов). Обращение к творч. принципам основоположника т-ра определило решение спектакля "Филумена Мартурано" де Филиппе (1956, реж. Е. Симонов; Филумена - Мансурова, Доменико - Р. Симонов). Наиболее значительные успехи т-ра в конце 50-х гг. достигнуты в спектаклях, посв. совр. действительности: "Город на заре" Арбузова (1957, реж. Е. Симонов), "Стряпуха" Софронова (1959, реж. Р. Симонов), "Иркутская история" Арбузова (1959, реж. Е.Симонов; Валя-Борисова, Сергей-Ульянов). За выдающиеся заслуги в развитии театр. иск-ва Т-р имени Евг. Вахтангова был награжден в 1946 орденом Трудового Красного Знамени. В труппе т-ра (1960) - нар. артисты СССР Р. Н. Симонов (гл. реж.), М. Ф. Астангов; нар. артисты РСФСР Е. Г. Алексеева, А. Л. Абрикосов, Н. О. Гриценко, В. Г. Кольцов, Ц. Л. Мансурова, Н. С. Плотников, Е. Д. Понсова, А. И. Ремизова, Н. П. Русинова, И. М. Толчанов; засл. деят. иск-в РСФСР В. К. Львова, И. М. Рапопорт; засл. артисты РСФСР Ю. К. Борисова, Н. Н. Бубнов, В. Г. Вагрина, А. К. Граве, А. А. Казанская, Е. М. Коровина, И. К. Липский,. Ю. П. Любимов, М. Ф. Некрасова, В. И. Осенев, Г. А. Пашкова, Л. А. Пашкова, Н. В. Пажитнов" М. Д. Синельникова, Л. В. Целиковская, Л. М. Ших-матов, Б. М. Шухмин и др. Я. Р. РЕПЕРТУАР ТЕАТРА (в скобках указаны фамилии режиссеров и художников) 1921. "Чудо святого Антония" Метерлинка (Вахтангов,. худ. Завадский); "Вечер А. П. Чехова" ("Воры", "Юбилей",. "Свадьба") (Вахтангов). 1922. "Принцесса Турандот" Гоцци (Вахтангов, худ. Ни-винский). 1923. "Правда-хорошо, а счастье лучше" Островского-(Захава, худ. Исаков). 1924. "Женитьба" Гоголя (Завадский, худ. Исаков). "Комедии Мериме" из цикла "Театр Клары Газуль": 1. "Рай и ад", 2. "Африканская любовь", 3. "Карета святых даров", 4. "Женщина-дьявол" (А. Д. Попов, худ. Нивинский), "Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского (Р. Н. Симонов, худ. Б. Р. Эрдман). 1925. "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина (А. Д. Попов, худ. Исаков). 1926. "Марион де Лорм" Гюго (Р. Н. Симонов, худ. Нивинский), "Зойкина квартира" Булгакова (А. Д. Попов, худ. Исаков). 1927. "Партия честных людей" ("Женитьба Труадека") Жюля Ромена (Толчанов, худ. Акимов), "Барсуки" Леонова (Захава, худ. Исаков), "Разлом" Лавренева (А. Д. Попов,худ. Акимов). 1928. "На крови" Мстиславского (Р. Н. Симонов, худ-Акимов). . 1929. "Заговор чувств" Олеши (А. Д. Попов, худ. Акимов). 1930. "Коварство и любовь" (Антокольский, Захава, Басов,. худ. Акимов), "Авангард" Катаева (А. Д. Попов, худ. Акимов), "Сенсация" Бен-Хекта и Мак-Артура (Р. Н. Симонов, худ. Акимов), "Темп" Погодина (Басов, Миронов, Орочко, Щукин, худ. Исаков). 1931. "Путина" Слезкина (Захава, Рапопорт, худ. Акимов). 1932. "Пятый горизонт" Маркиша (Толчанов, худ. Рабинович), "Гамлет" (реж. и худ. Акимов), "Егор Булычев и другие" (Захава, худ. Дмитриев). 1933. "Интервенция" Славина (Р. Н. Симонов, худ. Рабинович), "Достигаев и другие" (Захава, худ. Дмитриев). 1934. "Человеческая комедия" по Бальзаку (Козловский, Щукин; худ. Рабинович), "Дорога цветов" Катаева (Басов, Рапопорт; худ. Акимов). 1935. "Шляпа" Плетнева (Р. Н. Симонов, худ. Босулаев), "Аристократы" Погодина (Захава, худ. Рындин), "Далекое" Афиногенова (Толчанов, худ. Рабинович). 1936. "Трус" Крона (Куза, Миронов; худ. Варпех), "Много шума из ничего" Шекспира (Рапопорт, худ. Рындин), "Фло-ридсдорф" Вольфа (Антокольский, Ремизова; худ. Рындин). 1937. "Большой день" Киршона (Куза, худ. Вильяме), "Человек с ружьем" (Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев), "Бе" вины виноватые" (Рапопорт, худ. Гончаров). 1938. "Я сын трудового народа* ("Шел солдат с фронта") Катаева (Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев). 1939. "Путь к победе" А. Н. Толстого (Р. Н. Симонов, За-хава, Миронов; худ. B.C. Басов), "Соломенная шляпка" Ла-биша (Тутышкин, рук. пост. Р. Н. Симонов, худ. Юнович), "Ревизор" (Захава, худ. Вильяме). 1940. "Фельдмаршал Кутузов" Соловьева (Охлопков, худ-Дмитриев и Б. Р. Эрдман), "Опасный поворот" Пристли (Горюнов, Ремизова; худ. Акимов), "Учитель" Герасимова (Захава, худ. Рындин). 1941. "Перед заходом солнца" Гауптмана (Ремизова, худ. Дмитриев), "Дон Кихот" по Сервантесу (Рапопорт, худ. Вильяме), "Маскарад" (Тутышкин; рук. пост. Р. Н. Симонов, худ. Мосеев). Омск 1942. "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского (Дикий, худ. Рындин), "Русские люди" (Дикий, худ. Рындин), "Сирано де Бержерак" Ростана (Охлопков, худ. Рындин), "Фронт" (Р. Н. Симонов, худ. Рындин). 1943. "Синий платочек" Катаева (Сидоркин, худ. С. Ахвле-диани), "Слуга двух господ" Гольдони (Тутышкин; рук. пост. Р. Н. Симонов, худ. Рындин). Репертуар Фронтового филиала театра 1942. "Свадебное путешествие" Дыховичного и Слободского (Ремизова, Габович), "Бессмертный" Арбузова и Гладкова (Орочко, худ. Силич), "Наш корреспондент" Меттера и Левина (Габович, рук. пост. Орочко и Ремизова, худ. П. М. Шухмин). 1943. "Добро пожаловать!" Штейна и Аграненко (Ремизова, худ. Силич), "Не в свои сани не садись" (Мансурова, худ. Граве). 1944. "Где-то в Москве" Масса и Червинского (Ремизова, Габович, худ. Граве). М о с к в а 1944. "Гроза" (Захава, худ. Дмитриев), "А. П. Чехов" (Вечер, посвященный 40-летию со дня смерти): 1. "Предложение" (Щукин и Рапопорт), 2. "Ведьма" (Дикий, по сценич. рисунку Л. А. Суллержицкого), 3. "Юбилей" (во-зобн. пост. Вахтангова, реж. Захава, худ. Шухмин, Петухов), "Мадемуазель Нитуш" Эрве (Р. Н. Симонов, худ. Акимов). 1945. "Последний день" Шкваркина (Тутышкин, рук. пост. Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев), "Великий государь" Соловьева (Захава, худ. Фаворский), "Новогодняя ночь" А. Гладкова (Бабочкин, худ. Ю. И. Пименов). 1946. "Кому подчиняется время" бр. Тур и Шейнина (Ремизова, худ. Акимов), "Электра" Софокла (Гардт, рук. пост. Р. Н. Симонов, худ. Мухина и Гольц), "Дорога победы" Соловьева (Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев). 1947. "Приезжайте в Звонковое" Корнейчука (Ремизова, худ. Штоффер), "Глубокие корни" Гоу и д'Юссо (А. М. Габович, рук. пост. Р. Н. Симонов, худ. Цесевич), "Русский вопрос" (Рапопорт, худ. Рындин), "Молодая гвардия" по Фадееву (Захава, худ. Богаткин и Щуко), "Неугасимое пламя" Полевого (Р. Н. Симонов, Ремизова, худ. Рындин). 1948. "Сердце не камень" Островского (Сидоркин, худ. С. Ахвледиани), "Макар Дубрава" Корнейчука (Рапопорт, худ. Рындин), "Накануне" по Тургеневу (рук. пост. Р. Н. Симонов, Габович, сопостановщик Орочко, худ. Дмитриев); "Все мои сыновья" Миллера (Ремизова, худ. Акимов). 1949. "В начале века" бр. Тур и Шейнина (Р. Н. Симонов и Рапопорт, худ. Рабинович), "Заговор обреченных" Вирты (Р. Н. Симонов, сопостановщик Габович, худ. Рындин), "Огненная река" Кожевникова (Захава, худ. Рындин), "Крепость ни Волге" Кремлева (Р. Н. Симонов, худ. Носов). 1950. "Миссурийский вальс" Погодина (Р. Н. Симонов и Рапопорт, худ. Рындин), "Летний день" Солодаря (Е. Р. Симонов, худ. С. Ахвледиани), "Первые радости" Федина (Захава, худ. Федотов), "Государственный советник" Сагаловича и Фаянса (Р. Н. Симонов и Пажитнов, худ. В. Ю. Шапорин), "Отверженные" по Гюго (Ремизова, худ. Акимов). 1951. "В середине века" Шейнина (Р. Н. Симонов, Рапопорт, худ. Рындин), "Кирилл Извеков" Федина и Месхетели (Захава. худ. Рындин), "Поют жаворонки" Крапивы (Рапопорт, худ. Силич), "Егор Булычев и другие" (возобновление; Захава, худ. Дмитриев). 1952. сВ наши дни" Софронова (Р. Н. Симонов, Ремизова, худ. Рындин), "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни (Герасимов, худ. Рындин), "Два веронца" Шекспира (Е. Р. Симонов, рук. пост. Орочко, худ. Федоров). 1953. "Европейская хроника" Арбузова (Р. Н. Симонов, Ремизова, худ. Рындин), "Раки" Михалкова (Р. Н. Симонов, Захава, Ильинский, худ. Ефимов), "Кандидат партии" Крона (Захава, худ. Рындин), "Новые времена" Мдивани (Лукьянов, худ. Фрейдин и Чеботарев). 1954. "Перед заходом солнца" Гауптмана (возобновление; Ремизова, худ. Дмитриев), "Горя бояться - счастья не видать" Маршака (Е. Р. Симонов, худ. Юон), "Чайка" (Захава, худ. Мосеев), "Человек с ружьем" (возобновление; Р. Н. Симонов, худ. Дмитриев). 1955. "Светлая" Лаврентьева (Габович, худ. Мосеев), "На золотом дне" Мамина-Сибиряка (Ремизова, худ. С. Ахвледиани), "Олеко Дундич" Каца и Ржешевского (возобновление; Р. Н. Симонов, худ. Рабинович), "Да, вот она - любовь" Кетлинской (Е. Р. Симонов, худ. С. Ахвледиани). 1956. "Фома Гордеев" по Горькому (инсц. и режиссура Р. Н. Симонова, худ. Юон), "Необыкновенное дежурство" Лютовского (Захава" худ. Васильев, Мазенко), "Одна" Алешина (Ремизова, худ. Акимов), "Шестой этаж" Жери (Гриценко, худ. С. Ахвледиани), "Ромео и Джульетта" (Рапопорт, худ. Рындин), "Филумена Мартурано" де Филиппе (Е. Р. Симонов, худ. Сарьян). 1957. "После разлуки" бр. Тур (Граве, худ. Акимов), "Город на заре" Арбузова (Е. Р. Симонов, худ. Босулаев), "Две сестры" Кнорре (Ремизова, худ. С. Ахвледиани), "Большой Кирилл" Сельвинского (Р. Н. Симонов, худ. Рабинович). 1958. "Гамлет" (Захава, Астангов, худ. Рабинович), "Вечная слава" Рымаря (Е. Р. Симонов, худ. С. Ахвледиани), "Идиот" по Достоевскому (Ремизова, худ. Рабинович), "Приключения Гекльберри Финна" по Твену (Шлезингер, худ. С. Ахвледиани), "Неписаный закон" Пистоленко(Р. Н. Симонов, худ. Рабинович), "Ангела" Севастикоглу (Ремизова, худ. С. Ахвледиани). 1959. "Маленькие трагедии" Пушкина: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" (Е. Р. Симонов, худ. Авербах и Эпов), "Много ли человеку надо?!" Галича (Любг-мов, рук. пост. Р. Н. Симонов, худ. Виноградов), "Стряпуха" Софронова (Р. Н. Симонов, худ. Виноградов), "Иркутская история" Арбузова (Е. Р. Симонов, худ. Сумбаташвили). 1960. "Пьеса без названия" ("Платонов") Чехова (Ремизова, худ. Виноградов), "Двенадцатый час" Арбузова (Р. Н. Симонов, худ. Виноградов), "Дамы и гусары" Фредро (Ремизова, худ. С. Ахвледиани), -Гибель богов" Софронова (Е. Р.Симонов, худ. Виноградов). Лит.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-2, М., 1954-60; Театр имени Евг. Вахтангова. Москва. 20 лет. Изд. Музея театра, М., 1946; Симонов Р., С Вахтанговым, М., 19 59.